Наша история

Валентина Патракова. «Ради нескольких строчек в газете…»  

Свою трудовую биографию Валентина Ильинична Патракова начала в 1968 году в редакции никольской районной газеты «Авангард» машинисткой-радисткой, а закончила главным редактором-директором автономной некоммерческой организации «Редакция Кичменгско-Городецкой районной газеты «Заря Севера» в 2013 году. Сегодня она делится своими воспоминаниями о жизни «районок» в разные годы.

- Так случилось, что главное дело своей жизни я нашла, придя на работу в редакцию районной газеты, как я тогда думала, только на один год. Этот «год» растянулся на четыре десятилетия. За это время в Никольске довелось поработать корреспондентом, заведующей отделом, заместителем редактора и редактором, а в Кичменгском Городке, куда я переехала по семейным обстоятельствам, начать снова с должности заведующей отделом. Так что работу в районной газете изучила с самых, как говорится, низов. Интересно, что мне пришлось руководить коллективом редакции при советской власти и при власти нынешней. Так что могу сравнить, когда было легче. Хотя слово «легче» здесь не подходит. Легко никогда не было, просто трудности в эти два совершенно разные периоды времени были разными. Но об этом разговор впереди, а начать хочется с самого начала…

Главное – ответственность во всем

Нет-нет, да и возникают сейчас разговоры о том, нужна ли своя газета каждому муниципальному району? Не проще ли объединиться и иметь одну на два-три района? Но это мы уже проходили. В начале шестидесятых годов была создана межрайонная газета «Знамя коммунизма», которая распространялась в Великоустюгском, Кичменгско-Городецком и Никольском районах. «Прожила» она меньше года. Смешно, но причину этого я поняла еще совсем в юном, школьном возрасте. Отец был колхозником, и как раз в те годы он отвозил на лошади с фермы молоко на сливпункт, расположенный в соседней деревне за семь километров. Там же располагалось и отделение связи. В обязанности молоковоза (так называлась его должность) входила и доставка почты в нашу деревню. Ну, а обязанность почтальона была в семье возложена на меня. Деревня тогда была не маленькая, и мне приходилось три раза в неделю заходить практически в каждый дом, так как районную газету выписывала тогда каждая семья. Какова же было моя радость, когда с выходом объединенной газеты «Знамя коммунизма» подписчиков в деревне осталось пять-шесть человек! Население не стало выписывать «чужую» газету (так они тогда ее называли). И властные структуры, хорошо понимая роль и значение газеты в жизни района, быстро исправили свою ошибку.

Но вернемся в 1968 год. Уже в первые дни в редакции мне дали понять, насколько велика ответственность этой работы, независимо от того, кто ты – машинистка, корректор или корреспондент. Ошибка в тексте, допущенная машинисткой, может пройти никем не замеченной до газетной страницы. А уж если корреспондент что-то напутал, сразу последуют гневные звонки в редакцию читателей, а то и визиты рассерженных односельчан. Так было, так есть и сейчас. В связи с этим мы всегда немного завидовали отдельным журналистам областных газет (не очень ответственным): приедет такой в район, съездит на какое-либо мероприятие, выдаст материал, а в нем все перепутано – и имена героев публикации, и названия населенных пунктов… Но ведь ему никто этого не скажет, когда еще он приедет в район? А нам, в случае ошибки, первый встречный все выложит, нас-то здесь все знают в лицо.

Ответственность была нужна во всем. К примеру, если материал запланирован в номер, никого не волнуют обстоятельства личной жизни сотрудника. Что бы ни случилось, а сдать нужное количество строк ты должен вовремя. Не успел днем, пиши ночью, но утром материал должен быть на столе редактора. Часто в те годы приходилось ходить пешком, и это считалось нормальным, так как до отдельных деревень, где жили будущие герои публикаций, редакционный «уазик» добраться не мог из-за бездорожья.

Несмотря на все это, работать в редакции мне очень нравилось. Нравилась сама атмосфера в коллективе, когда каждый не только отвечал за свое дело, но и готов был прийти на помощь коллеге, особенно начинающему.

Еще работая машинисткой, я стала получать от редактора задания другого рода: написать подпись к снимку, подготовить к публикации письмо, проверить факты, изложенные в нем… А для этого нужно было встречаться с разными людьми, ездить по району. И мне это казалось очень интересным.

Конечно, как и у всех начинающих, были ошибки, промахи, а отсюда – отчаяние, неверие в собственные силы… Но в те годы в редакции Никольска был очень сплоченный, дружный коллектив. Опытные журналисты и словом, и делом помогали молодым, поддерживали во всем. И в случае промашки не подсмеивались над молодыми, как порой бывает в отдельных коллективах, а помогали добрым словом, дельным советом.

А еще они научили меня с уважением относиться к человеку труда. Имена никольских журналистов тех лет нашим читателям ни о чем не говорят, но одно имя я не могу не назвать. Вадим Николаевич Каплин много лет работал заведующим отделом сельского хозяйства. Про него говорили, что он каждую доярку в районе, каждого комбайнера знает по имени, отчеству. Может, это и преувеличение, но слава такая родилась не на пустом месте. Он умел вызвать на разговор любого человека. Для него не было разницы, кто его собеседник – будь то руководитель крупного хозяйства или рядовой тракторист, работник фермы. Ко всем он относился с огромным уважением. И люди ему платили тем же. Признаюсь, я иногда использовала его авторитет в личных целях (для пользы же дела!). Чтобы разговорить, к примеру, слишком застенчивую доярку, я, в самом начале встречи как бы ненароком отпускала фразу: «Вам привет от Вадима Николаевича». Видели бы вы, как менялось при этом лицо моей собеседницы, появлялась заинтересованность в разговоре, откровенность, что и было необходимо.

Тогда и сейчас – когда легче?

Так когда же было легче работать редактору районной газеты – при советской власти или сейчас? Однозначно на этот вопрос не ответишь.

Во время работы уже в Кичменгском Городке, на встречах с ветеранами редакции, часто приходилось слышать упрек: мало газета пишет о людях труда, мало материалов на производственную тему. Но что делать, если жизнь так круто изменилась? Если появились такие понятия, не имевшие места быть при советской власти, как «частное предприятие», «коммерческая тайна». Да, я хорошо помню те времена, когда на отчетном собрании колхоза должен был обязательно присутствовать работник редакции, который получал все данные – объемы произведенной продукции, суммы, полученные от ее реализации, и, естественно, куда потрачены деньги. Сейчас хоть один руководитель предоставит такие данные для публикации? Не знаю, как сейчас, а в последние годы моей работы приглашали нас на годовое отчетное собрание только в ОАО «Мясо» да в СПК «Майский».

Раньше главной заботой редактора был выпуск газеты. Не нужно было думать о том, исправно ли оборудование для ее печати, есть ли в наличии расходные материалы, – это была забота директора типографии. Не нужно было думать и о том, есть ли на счету редакции деньги, чтобы выдать вовремя заработную плату работникам. Сейчас все изменилось, и круг забот редактора значительно расширился. Наверное, не ошибусь, если скажу, что основной стала забота о том, как заработать такое количество денег, чтобы их хватило не только на зарплату, а и на обновление оборудования, на приобретение бумаги, краски, на оплату аренды занимаемого помещения и на многое-многое другое. Да, редакция получила самостоятельность, но легче ли от этого стало работать – еще вопрос.

Может, я ошибаюсь, но мне кажется, что нынешняя власть недооценивает роль районной газеты. Как было при советской власти, при коммунистах? На страницах районки опубликован критический материал или письмо с критикой в адрес какого-то определенного руководителя. После этого в определенный законом срок должен быть помещен конкретный ответ о том, что сделано по устранению названных недостатков. Руководителей, кто не предоставлял вовремя ответы редакции, вызывали на бюро райкома партии. Если их отчеты были неубедительными, следовали взыскания по партийной линии.

Это, конечно, повышало авторитет районной газеты. Да и не только это.

А какой спрос был с работников почты! Попробуй, «завали» подписку на районную газету или не доставь вовремя газету подписчикам! Особенно если это праздничная газета с поздравлениями или призывами ЦК КПСС к 1 Мая или 7 ноября. Требование было жестким: газета должна быть доставлена в день ее выхода.

О кадрах

При всех проблемах, возникших в связи с изменениями в жизни нашего общества, с изменением статуса газеты, подписчики «Зари Севера» получают ее, надеюсь, в срок. Не знаю, сумела ли я довести до вас, уважаемые читатели, мысль, какой труд стоит за этим небольшого коллектива редакции!

Наверное, не только у меня, но и у любого редактора всегда были трудности с подбором кадров. Часто бывало так, что придет человек в редакцию с желанием работать, но спустя небольшое время уходит. Кому-то не хватало той ответственности, о которой я говорила выше, кому-то – самой элементарной грамотности, а кому-то – и умения общаться с разными по характеру и положению в обществе людьми.

Так получилось, что творческий коллектив редакции газеты «Заря Севера» за последние несколько лет почти полностью изменился. Мы, ветераны, ушли на пенсию, а на смену пришли молодые. Это естественный ход событий. И конечно, я не могла не думать о том, какой она будет, наша смена. Хотелось, чтобы это были не случайные люди, а профессионалы, так же преданные нашему делу. Надежда на это появилась, когда при Вологодском педагогическом университете открылся факультет журналистики. Появились и желающие учиться среди выпускников средних школ района. Каждый год редакция давала им направления на учебу, затем предоставляла место для прохождения практики. При желании у студентов была возможность поработать летом в редакции, заменяя отпускников. Среди закончивших факультет были талантливые девочки (почему-то юноши не стремились в нашу профессию), которых я бы очень хотела видеть в своем коллективе. Но, к большому моему сожалению, окончив институт, они не хотели возвращаться в Кичменгский Городок, а оставались в областном центре, часто при этом выбирая работу, далекую от журналистики. Очень жаль, что не пришли к нам Настя Петряшева, Таня Колосова, да и другие выпускницы института, на которых я возлагала большие надежды. В последний год моей работы порадовали Таня Маклакова и Ира Наволоцкая, изъявившие желание работать в редакции. Таня, к сожалению, после года работы уехала из района, а Ира осталась и прекрасно трудится. Я внимательно слежу за ее публикациями и очень радуюсь ее успехам.

Свой путь в редакцию был у Лены Екимовской и Насти Малковой. Сейчас они уже настоящие профессионалы. И очень хочется надеяться, что то дело, которое они выбрали, будет главным в их жизни.

О наградах

Так получилось, что работая много лет в районной газете, я не была удостоена высоких наград и званий. Но это меня не расстраивало. Гораздо больше, чем похвалу из уст начальства, ценила благодарные отзывы читателей на мои публикации, их доверие. Мне звонили совсем незнакомые или малознакомые люди, делились своими мыслями о происходящих в стране, в районе событиях, рассказывали о своих проблемах. И когда я говорила, что помочь-то я ничем не могу, слышала в ответ: вы хоть выслушаете и поймете, а может, что и посоветуете.

Как-то с фотокорреспондентом мы приехали в один из лесных поселков района. Цель поездки – встреча с ветераном Великой Отечественной войны, редакция готовилась к очередному юбилею Победы. Нас встретила его супруга, сказав, что хозяин уехал в лес, просила подождать его: «Он очень расстроится, если вы уедете, не дождавшись». Вскоре приехал на мотоцикле и хозяин. Мы представились, но он, ни слова не говоря в ответ, полез по крутой лестнице на чердак. Мы ждали в недоумении. Вскоре он появился с двумя корзинками, сплетенными из ивового прута. Вручил нам со словами: «Это вам. Спасибо, что много пишете о нас, ветеранах».

Может, кому-то это покажется смешным, но мне эти корзинки от ветерана войны дороже любых наград.

Если б снова начать…

За десятилетия работы в районной газете было все. Были и слезы от бессилия, были бессонные ночи, было желание прийти утром и положить на стол редактора заявление об уходе… Но было и чувство удовлетворения, когда что-то удавалось, когда слышала слова благодарности от читателей. В такие моменты прямо крылья за спиной вырастали, хотелось идти, ехать куда-то, встречаться с людьми, разговаривать по душам, а потом писать, мучаясь и подбирая нужные слова, которые задели бы у читающих их душу…

А закончить хочется словами забытой песни о журналистах:

Трое суток шагать, трое суток не спать

Ради нескольких строчек в газете.

Если б снова начать,

Я бы выбрал опять

Бесконечные хлопоты эти.

     Валентина Хинцицкая: «Необщительные люди работать в редакцию не пойдут!»  

        Как со страниц номеров районной газеты довоенных лет, так и с «Зарей Севера» нашего времени в дома кичменжан приходят, прежде всего, рассказы о людях, проживающих в Кичменгско-Городецком районе. По большому счету, все подписчики районной газеты заочно перезнакомлены друг с другом, и это объединяет кичменжан не меньше желания продолжать узнавать новое о жизни района через местную газету. Мы знаем друг друга не только потому, что проживаем в достаточно небольшом населенном пункте, но и потому что готовы делиться рассказами о своей судьбе, своих проблемах и интересах.

Ожидание очередного номера районной газеты для многих кичменжан – укоренившаяся за десятилетия привычка. «Заря Севера», рассказывая о жизни района, приходит в дом так же, как когда-то приходила газета «Коллективист» к нашим прадедам, и давно уже стала своеобразной летописью района.

Но за всеми рассказами о людях и событиях, которые происходят в нашем районе, стоят журналисты, которые стараются подавать информацию так, чтобы она была интересной для всех подписчиков.

Читателям нашей газеты хорошо известна непривычная для нашего района фамилия – Хинцицкая, которой долгие годы были подписаны практически все материалы, касающиеся сферы образования, здравоохранения и культуры. Как признается автор этих материалов Валентина Александровна Хинцицкая, работать ей приходилось с интеллигентными, культурными людьми, поэтому взаимоотношения с ними складывались доброжелательные. «Если захочешь разговорить человека, - объясняет Валентина Александровна главный закон журналистики, - то всегда найдешь подход к нему, чтобы войти в доверие. Все само собой получалось как-то... Но я думаю, что общительные люди всегда найдут подход к любому собеседнику, а необщительные люди работать в редакцию не пойдут».

Окончив культурно-просветительное училище в городе Кириллове и факультет журналистики Санкт-Петербургского университета, Валентина Александровна Хинцицкая проработала в редакции Кичменгско-Городецкой газеты с 1974 года по 2013 год. Впрочем, работа в редакции началась для нее не с газеты, а с местного радио, которое, видимо, безвоз-вратно ушло из нашей жизни, оставив только воспоминания у старшего поколения.

«Радио было в каждом доме, - напоминает Валентина Александровна, - местные передачи проходили три раза в неделю по десять минут. Но для этих десяти минут столько требовалось найти информации! Узел связи находился на Центральной площади, в студии стоял огромный студийный магнитофон. Каждый текст передачи проверяли в райкоме партии, мне приходилось его перед выходом передачи в эфир относить на согласование ко второму секретарю. Информация для радиопередачи собиралась по всему Кичменгско-Городецкому району: мы ездили со старинными пленочными диктофонами по колхозам, записывали «голос народа». Для этого нужно было и стеснительную доярку уговорить, и неразговорчивого механика разговорить. Приходилось в прямом смысле за ними бегать».

В девяностые годы прошлого века местное радио в Кичменгско-Городецком районе перестало работать, впрочем, как и по всей области. Валентина Александровна перешла на должность заведующей отделом писем в редакции газеты «Заря Севера». В то время работа корреспондентов газеты была строго распределена по отведенным сферам жизнедеятельности (как говорит Валентина Александровна, – для того, чтобы работнику было легче ориентироваться и не создавать повторений информации). В редакции работали отдел партийной жизни, отдел промышленности, отдел писем, отдел сельского хозяйства. Для освещения дел в сельском хозяйстве была выделена дополнительная должность – корреспондент, так как на территории района работали двадцать колхозов, два леспромхоза, маслозавод, пищекомбинат и многие другие предприятия.

Что касается деятельности отдела писем, понятно, что касалась она, прежде всего, кичменжан, для многих из которых это была единственная возможность обращения в редакцию. «Писем было много, - рассказывает Валентина Александровна, - электронной почты в то время не существовало, телефонная связь тоже была проведена не в каждый дом. Пачки писем в редакцию приносили каждый день. По какому-то из посланий требовалось выехать на место события или для встречи с автором, по другому надо было принимать какие-то меры, обращаясь в различные инстанции. В редакцию приходило очень много анонимных писем критического содержания. Например, приходит письмо, аноним жалуется на то, что его притесняет бригадир. Посылаешь письмо в райком партии, на место события выезжает инструктор, узнает, в чем дело, и дает ответ в редакцию. Редакция публикует письмо анонима и ответ на него».

Долгое время Валентина Александровна Хинцицкая занимала должность заведующей отделом социальной жизни редакции районной газеты и освещала деятельность таких сфер, как здравоохранение, медицина, культура. Когда все заведующие отделами редакции были переведены на должности корреспондентов, Валентина Александровна, в основном, продолжала заниматься освещением уже хорошо знакомых ей тем.

«Диктофонов раньше не было, - рассказывает Валентина Александровна, - записывали речь собеседника вручную, иногда так напишешь, что потом сам не разберешь. Рукописи передавали машинистке. Затем тексты проверял автор и передавал ответственному секретарю, который макетировал газетную полосу: со строкомером высчитывал, чтобы все тексты вошли. Текст набирали на линотипе, заголовки – вручную. Затем газетную полосу приносили на правку. В 1998 году в редакции появились компьютеры, нам пришлось обучаться работе на них. Посадили нас всех за компьютеры, а мы боялись их как огня…»

Все видоизменения районной газеты и ее характерные особенности зависят, прежде всего, от редакторов, которые сменяли друг друга и задавали свой настрой. Валентина Александровна Хинцицкая работала под руководством нескольких редакторов, и отмечает, что все они были людьми абсолютно разными, что не могло не отразиться на газете.

«Первым редактором, под руководством которого я начала работать, - вспоминает Валентина Александровна, - был Михаил Никифорович Томилов. Историк по образованию, он был своеобразным, но очень грамотным человеком, благодаря которому в газете появлялось много краеведческих материалов. Затем работал Владимир Владимирович Морозов – трудолюбивый, ответственный руководитель. Когда пришли в редакцию Владимир Михайлович Наволоцкий и Леонид Иванович Малков, газета стала очень интересной, все было свежо и ново. Они друг с другом словно соревновались в мастерстве и остроте слога, поэтому материалы получались интересные. Под руководством Леонида Ивановича Малкова было исключительно хорошо работать, он никому не льстил и никого не боялся. Да и время было такое, когда можно было говорить в газете обо всем, а потом снова притихло все. Но я думаю, что это от человека зависит, – в состоянии ли журналист справиться с проблемами, которые могут возникнуть после публикации критического материала, то есть сможет ли он покритиковать и ответить за это... Последний редактор, с которым я работала, – это Валентина Ильинична Патракова, доброжелательный руководитель и просто замечательная женщина. Надо сказать, что все редакторы нашей газеты всегда относились и относятся с большой ответственностью и самоотдачей к своей работе».

Тираж районной газеты, по воспоминаниям Валентины Александровны, в свое время доходил до восьми тысяч экземпляров, но это, конечно же, с учетом того, что и население района было больше, да и газета стоила два рубля.

Современная газета, по мнению Валентины Александровны, меняется только в лучшую сторону. «Во-первых, - отмечает она, - газета большая, есть что почитать. Во-вторых, печать хорошая, а ведь были такие периоды, что из-за старой техники буквы было порой не различить. А вообще, подписчики говорят, что надо больше о людях писать, и в нашей редакции эти традиции соблюдаются. Коллектив редакции всегда отличался доброжелательным отношением к людям. Обстановка в организации располагала к творчеству, и весь коллектив – от машинистки до редактора – это люди, сплоченные одними задачами. У настоящего состава работников редакции большой потенциал, который позволяет делать районную газету лучше и шагать в ногу со временем. Хочется пожелать работникам редакции, чтобы не падал тираж газеты, чтобы их любили, как и любят, чтобы коллектив оставался таким же дружным, и чтобы ветеранов редакции не забывали!»

Александр Патраков. 

Фотограф редакции газеты «Заря Севера»

Трудовая биография Александра Александровича Патракова сложилась таким образом, что первую ее часть он посвятил работе в киносети, а вторую – в редакции газеты «Заря Севера».

Беседа нашего корреспондента с Александром Александровичем состоялась как раз накануне Дня кино России, да и до другого праздника, 85-летнего юбилея «Зари Севера», остается не так уж много времени.

- Александр Александрович, давайте сначала мы с Вами поговорим о кино. Какой период Вашей жизни был связан с этим видом искусства?

- Сразу после окончания восьмилетней школы я пошел устраиваться на работу в наш Дом культуры. Хотя учился я неплохо, но после выпускных экзаменов твердо решил, что буду работать. Взяли меня на работу помощником киномеханика в районном ДК. Это был 1968 год.

Через несколько месяцев был направлен в Вологду на курсы киномехаников, после окончания которых стал работать киномехаником, уже имея квалификацию.

В то время в наше село для встреч со зрителями нередко приезжали известные киноартисты. Когда артист выступал перед аудиторией, моей задачей было вовремя показать тот или другой эпизод из кинофильма с его участием. Поэтому приходилось общаться с ними довольно тесно, и общение было очень интересным, запомнилось на всю жизнь.

Например, к нам, в Кичменгский Городок, приезжал актер театра и кино, народный артист РСФСР Георгий Милляр, которого все знают по фильмам-сказкам режиссера Александра Роу. Он в этих фильмах часто играл Бабу-ягу и других отрицательных персонажей. Приезжали также популярные в те годы киноактеры: советская и российская актриса театра и кино Людмила Марченко, народный артист Азербайджана и России Нодар Шашик-оглы, заслуженный артист Российской Федерации Герман Качин. Словом, моя работа мне нравилась.

Потом пришла пора служить в армии. Я проходил службу в Германии. Сразу, как привезли на место службы, новобранцев спросили: «Есть ли среди вас киномеханик»? Я хотел служить как все, но ребята меня вытолкнули из строя, сказав, что я работал киномехаником. Откуда они знали? Мы же ехали до Германии на поезде семнадцать суток. Конечно же, общались друг с другом, разговаривали.

Вот так и случилось, что первый год службы я работал киномехаником. Зрительный зал был в три раза больше, чем наш, – на тысячу человек. А вся аппаратура та же, что и у нас в селе, – все мне было знакомо. Через год я постарался уйти с этой работы, служил уже как все солдаты-срочники.

- А после службы вернулись на прежнюю работу?

- Да, после армии я снова стал работать киномехаником в своем селе. Окончил курсы повышения квалификации, получил первую (самую высшую в этой специальности) категорию. После этого меня перевели на работу заместителем директора районной киносети (по технической части). В этой должности я работал с 1974 года по 1976 год.

В 1976 году меня назначили директором районной киносети. Через год я прошел курсы повышения квалификации для руководящих работников кино при Ленинградском кинотехникуме. Работа руководителя имеет свои плюсы и минусы. Минусов, я бы сказал, даже больше. Во-первых, это большая ответственность не только за себя, но и за весь коллектив. В районе тогда было 92 киноустановки – в каждом Доме культуры, в каждом сельском клубе тогда проводились киносеансы. Во-вторых, не всегда приходится заниматься тем, к чему у тебя лежит душа. Главным в работе директора было выполнение плана посещаемости, соревновались в этом даже с соседями, никольчанами.

Директором киносети я проработал до 1980 года. А потом, поскольку в районе уже становилось все более популярным телевидение, интерес к кино у людей стал потихоньку снижаться. Какое-то разочарование появилось и у меня. В итоге я решил уйти с должности директора. Не сразу, но подобрали замену, а я снова стал работать простым киномехаником.

В 1983 году ушел из киносети совсем, через какое-то время устроился на работу фотографом в фотоателье при комбинате бытового обслуживания населения. А в 1987 году редактор газеты «Заря Севера» Владимир Михайлович Наволоцкий пригласил меня на работу в редакцию, на должность фотокорреспондента.

- Ну вот, Александр Александрович, мы с Вами и подошли ко второму значимому периоду Вашей трудовой биографии. Сколько лет Вы отдали «районке»?

- Я проработал в стенах родной редакции 25 лет.

- Искусство фотографии Вы осваивали самостоятельно или где-то учились?

- В основном самостоятельно. Но на курсы фотокорреспондентов в первые годы работы в редакции ездил и узнавал там много полезного. Газетный снимок отличается от обычного, и тут надо знать много тонкостей.

- За эти 25 лет работа фотокорреспондента, конечно же, менялась благодаря техническому прогрессу. Расскажите, как это происходило?

- Когда я начинал работать в редакции, понятно, техника была другая. Фотографии проявлялись и печатались вручную. Случалось, что придешь утром в редакцию, а там 8 градусов тепла. Чтобы процесс проявки пленки прошел успешно, надо хотя бы 20 градусов. Приходилось проявитель подогревать с помощью электроплитки. Все было. Но в целом, тот период всегда вспоминаю тепло. Много ездили по району, встречались с разными людьми. Только добрым словом вспоминаю коллектив редакции тех лет. Неординарным человеком был Владимир Михайлович Наволоцкий, мы тогда с ним много разговаривали о самых разных вещах. В те годы я близко сошелся с Леонидом Ивановичем Малковым, с которым дружили до последних дней его жизни и с семьей которого до сих пор поддерживаем теплые дружеские отношения. А сколько километров исколесили по району с Николаем Анатольевичем Дурягиным, который отвечал в редакции за сельское хозяйство; с Валентиной Александровной Хинцицкой в поисках героев ее публикаций!

Добрым словом хочется вспомнить Лию Александровну Шубарину, Ангелину Михайловну Жаравину, которые остались в памяти как люди, для которых работа над выпуском районной газеты была чем-то большим, чем просто работа.

Но пришли девяностые годы, перестройка, которые круто изменили жизнь всего коллектива редакции и, конечно, мою работу. В нашу типографию перестал поступать цинк, который был необходим для изготовления клише, с которых печатались снимки в газете. Цинка нет – фотограф не нужен. В те годы в большинстве редакций районных газет области была сокращена должность фотокорреспондента. У нас же она сохранилась, хотя чем только не приходилось мне тогда заниматься. По согласованию с руководством фотографировал людей на документы, по совместительству с этим собирал информацию для передач районного радио, сам вел передачи. Но обид на жизнь не было, так как нелегко тогда было всем. Сейчас уже с улыбкой вспоминается, как мы по три месяца не получали заработную плату, как в конце недели делили доход редакции, оставшийся после уплаты налога (работник налоговой инспекции лично приходил в редакцию и забирал им причитавшееся). Надо было еще заплатить типографии за печать газеты. Нам оставшихся денег хватало только на самое необходимое.

Но все это пережито. А в марте 1998 года в редакцию пришла современная цифровая техника, и мы, весь коллектив, стали ее потихоньку осваивать. Первый номер «Зари Севера», выпущенный на новой технике, вышел 12 июня 1998 года. Мне в то время пришлось освоить разные компьютерные программы, ризограф (на нем тогда газета печаталась). Но благодаря этому главным для меня снова стало изготовление фотографий для газеты. Цифровая техника, конечно, дает большие возможности, и работа фотокорреспондента стала еще интересней.

- Не жалеете, что отдали газете 25 лет своей жизни?

- Нет, не жалею. Это очень увлекательная, творческая работа. Всегда что-то новое.

- Сейчас Вы на заслуженном отдыхе. Чем занимаетесь?

- Обычными, хозяйственными делами, огородом. У меня нет какого-то большого увлечения, я не охотник, не рыбак. Как многие кичменжане, люблю лес, «тихую охоту». Что может быть лучше, чем ранним августовским утром побродить по бору в поисках грибов?!

- Александр Александрович, что пожелаете «Заре Севера» в юбилейный год?

- Я очень рад, что в редакции сейчас сложился такой молодой, работоспособный, творческий коллектив. Хочется пожелать, чтобы и дальше так было. А еще – чтобы газета жила, приходила к читателю по-прежнему три раза в неделю, чтобы количество подписчиков не уменьшалось, а увеличивалось с каждым годом.